В нашей театральной студии полным ходом идет постановка пьесы Олега Богаева «Марьино поле». Спектакль постоянно развивается: мы уже трижды показывали из него отрывки, и каждый раз это новая история. Меняется выбор сцен, меняется подход, актерский состав и костюмы. Неизменно только удовольствие от работы и желание всем вместе сделать что-то важное и интересное.
С творчеством Олега Богаева я познакомилась еще в школе: сначала был спектакль «Тридцать три счастья» в «Театроне», потом читка пьесы «Тайное общество велосипедистов» на семинарах Николая Коляды, куда я тогда ходила в качестве вольнослушателя. Мое знакомство с «Инклюзионом» тоже началось с пьесы Богаева. Было это в августе 2017-го. Я уже прочла про студию в интернете и с нетерпением ждала начала занятий, чтобы к ней присоединиться. Занятия все никак не начинались, зато в группе «Инклюзиона» вКонтакте появилось приглашение на читку пьесы «Пикассо». Роль самого Пикассо исполнил актер Театра кукол Герман Варфоломеев, остальных персонажей играли студенты Театрального института, многие из которых входили в труппу «Инклюзиона». Именно тогда я впервые услышала голоса наших дорогих студентов, а необычный голос Семена Мруза запомнился мне настолько, что при нашей первой встрече в «Инклюзионе» я сразу его узнала.
В общем, роман с Богаевым, точнее, с его творчеством, у меня давний и серьезный. Так что когда Наталья Войттовна Гаранина, наш режиссер, предложила поставить в «Инклюзионе» «Марьино поле», я встретила эту идею с восторгом. Пьесу эту я хорошо знала – прочла еще в институте и, кроме того, видела спектакль студентов Николая Коляды.
Если вкратце, сюжет в пьесе такой. (Осторожно! Дальше идет спойлеринг.) В опустевшей деревне доживают свой век три старухи: сварливая Серафима (Надежда Семенова), наивная Прасковья (Татьяна Брагина) и моя героиня, Марья – самый неоднозначный персонаж, на котором, собственно, и держится весь сюжет. В один прекрасный день Марья объявляет, что мужья трех подруг не погибли еще во Вторую мировую, а живы-здоровы и скоро вернутся домой. И вот три наши героини вместе с верной коровой Машкой отправляются на станцию – встречать долгожданных мужей. В пути их ждет множество приключений и опасных встреч, но вместе три старухи, три веселых друга преодолеют все.
Для начала Наталья Войттовна устроила для нас читку. Помню, как мы сидели кружком и завороженно слушали. Многие были тронуты, некоторые – до слез. Ну а мы с Татьяной Кирьяновой тут же начали делить роль Серафимы – самой вздорной из трех старух. Нашего мнения, естественно, никто не спрашивал, но отчего же не помечтать? После «Короля Лира» нам с ней, похоже, полюбилось амплуа стервы. Что называется, вошли во вкус. Особенно же соблазнительна была перспектива окончательно раскрепоститься и выматериться со сцены. Правда, Наталья Войттовна сразу нас разочаровала: коронную реплику с обсценной лексикой из спектакля вырезали. Но одну роль на двух стерв не распилишь: Серафиму отдали Татьяне (сейчас играет Надежда Семенова), а мне досталась Марья. Немного погоревав на тему «А как бы я сыграла Симу…», я смирилась и решила, что сменить амплуа даже интересно. В конце концов, кровожадность и стервозность я уже проработала в «Лире» – теперь пора развивать в себе вечную женственность и архетип верной жены. Я не склонна возводить в идеал вечную любовь, вечное ожидание и вечное постоянство, ибо ставлю качество выше количества. Однако, если копнуть глубже, в наивысшем смысле любовь всегда единственна и непреходяща, а за масками всех земных возлюбленных скрывается единый божественный возлюбленный, Шива-Кришна, названный в «Бхагавата-пуране» лучшим из мужчин и лучшим из любовников.
Во время читки мы определили жанр пьесы как «фантасмагория». Мне она больше всего напоминает сновидение – калейдоскоп несуразных событий и жутковато-нелепых персонажей, которые, однако, кажутся сновидцу вполне обыденными и не вызывают недоумения. Пьеса удивительна хотя бы тем, что начинается со смерти главной героини. Правда, смерти неудавшейся: вроде, и помянули, и похоронили почти, а она возьми да и восстань из гроба. И вся остальная пьеса представляет собой противостояние смерти, нежелание признать ее власть. А один из лучших способов борьбы со смертью – это мифотворчество. Этим и занимается Марья, стремясь отдалить свой смертный час. Верит ли она сама в то, что рассказывает? Верит постоянно или по временам? Полностью или отчасти? В этом для меня главная загадка пьесы.
Еще эта пьеса, особенно в нашей интерпретации, чем-то напоминает мне рассказ Виктора Пелевина «Вести из Непала», который в свое время перевернул мне сознание, взорвал мозг и довел до состояния хтонического ужаса. В этом великолепном рассказе работники троллейбусного парка ведут обычную трудовую жизнь, бегают по делам, ходят в столовую, готовят стенгазету и не обращают внимания на забытые среди бумаг чаши из черепов, философствующих господ в ночных рубашках и прочую творящуюся вокруг чертовщину. Лишь в самом конце их накрывает осознание страшной правды, и они больше не могут закрывать на нее глаза. Как и герои этого рассказа, Марья занимается своими делами, и ей даже в голову не приходит остановиться и спросить: а кто, собственно, эти два смешных мужичка (Алексей Филатов и Арсентий Бельницкий), которые постоянно возникают у нее на пути и ставят палки в колеса? Не приходит в голову потому, что вопрос это неудобный. Опасный. Страшный. Вопрос, который повлечет за собой слишком много других вопросов о реальности или нереальности всего происходящего. Лишь в последней сцене Марья наконец-то спрашивает: «Ты кто?» – и встречается лицом к лицу со смертью, то есть все тем же Ямой-Шивой-Кришной, пожирающим все живое. И только когда Марья заглядывает в собственную могилу, осознает свою смертность и понимает, что все, бывшее до того, было лишь иллюзией, она обретает способность по-настоящему возродиться и вновь обрести молодость и подлинную, а не выдуманную надежду. Ведь смерть всегда предшествует перерождению, и после того как Шива предает тварный мир разрушению, цикл творения начинается вновь.
https://www.youtube.com/watch?v=p8D9CElDCzA&feature=emb_logo
#инклюзион
#инклюзион_екатеринбург
@inclusiontheatreschool