«Инклюзион». Портреты
Мы играем на одной сцене и многое знаем друг о друге: у кого какие таланты, возможности, сильные и слабые стороны. Мы многое знаем друг о друге, но знаем ли мы друг друга? Наверное, кого-то – больше, кого-то – меньше. В любом случае всегда интересно заглянуть глубже и открыть знакомого, казалось бы, человека с новой стороны. В этой серии интервью мне хотелось бы заново открыть участников «Инклюзиона» – для самой себя, для других инклюзионовцев, для всех, кому это интересно. И начну я с Ани Осолотковой.
Аня Осолоткова: «Мы как будто все в театре»
Эта худенькая девочка с роскошной темно-русой косой пришла к нам в «Инклюзион» почти три года назад. На первый взгляд она может показаться стеснительной и молчаливой, но на самом деле это жизнерадостный общительный человек с насыщенной жизнью и многочисленными увлечениями. У Ани трудности с движением, нарушены слух и речь. В том числе поэтому она стесняется общаться вживую, зато ведет активную переписку во «вКонтакте». Мы с Аней переписываемся довольно давно: делимся новостями и впечатлениями, беседуем о сокровенном. Именно так я узнала ее по-настоящему. На мои вопросы Аня тоже отвечала во «вКонтакте». Дать интервью согласилась сразу – добавила только, что немного волнуется, ведь потом все будут читать.
Жизнь Ани – простая, чистая, наполненная – словно сошла со страниц русского романа XIX века. Аня поднимается рано и начинает день с молитвы. Время до обеда проводит в подобающих благовоспитанной барышне занятиях: работает над почерком, смотрит старое кино, читает или учит стихи, занимается рукоделием – выкладывает мозаики, аппликации, картины из пластилина. После обеда едет на занятия: по выходным – в «Инклюзион», по будням – в студию «ЗАгранью», где ребята с аутизмом и другими особенностями занимаются танцами, пением и арт-терапией. Вечер проходит за чтением новостей и перепиской в соцсетях. Затем – вечерние молитвы, и спать. Как и положено истинной барышне, Аня любит долгие прогулки на природе, ведет дневник и много читает – дома у нее два больших, до потолка книжных шкафа, где можно найти и новые книги, и старые, которые читала в детстве еще ее мама. Аня часто бывает в Ново-Тихвинском женском монастыре, участвует в его жизни и набожно выстаивает долгие службы. Ну и конечно же Аня любит театр.
– В театр мне нравится ходить . В Оперном красиво и нарядно – у меня даже туфли специальные есть. Нравится зал и оркестр . Спектакли «Царская невеста» и «Щелкунчик». Нравилась еще «Снегурочка», но ее больше не показывают. В Камерном нравился «Небесный тихоход» – я смотрела много раз. И в Учебный театр нравится ходить . Интересно. Театр интереснее кино.
– Ты помнишь свое первое занятие в «Инклюзионе»?
– Первое занятие мне понравилось ,но там были все незнакомые . Мы пришли в конце мая, двери открыл нам Кирилл . Были Наташа Киселева и Наталья Войттовна. Мы Наташу давно знаем, мы с ней познакомились в ТЮЗе на экскурсии в «Ночь музеев «, она про «Синюю птицу» рассказывала. На первом занятии были студенты Театрального. Я была в паре с Катей Щуко, я еще сережкой за ее кофту зацепилась. Мне еще из тех студентов нравилась Саша Зацепилина. Когда был Новый год, мы с ней даже торт из одной тарелки ели .
Пожалуй, Аня – самый покладистый участник нашего не слишком дисциплинированного коллектива. Она почти не пропускает репетиций, всегда помнит поставленную задачу, никогда не спорит с режиссером. Она не жалуется, даже если приходится подолгу стоять на коленях или таскать тяжелую палку, и неизменно получает удовольствие от процесса.
– Занятия мне нравятся , нравится приходить на занятия . Еще мне нравится Лариса . Она добрая и красивая , и занятия с ней очень интересные. И с Натальей Войттовной нравится, и когда репетиции тоже нравится, даже когда долго или одно и то же – это когда спектакли репетируем. И Наташа Киселева тоже интересно придумывает, и Маша тоже . И Слава у нас очень добрый, он меня даже по руке узнает . Я уже ко всем привыкла и не стесняюсь уже сильно. Мне нравится, когда студенты приходят. Смотреть на них интересно . На занятиях интересно и весело. Сегодня вот мы делали театр теней и даже корову делали большую .
В наших двух главных спектаклях Аня играет в массовых сценах. Ее персонажей нет в пьесах, поэтому их история и характер нигде не прописаны. Но Аня, как и положено настоящей актрисе, сама додумывает то, что не прописал драматург.
– Расскажи про свою героиню из «Марьина поля». Как ты ее себе представляешь? Она на тебя похожа?
– Может, похожа , только меня зовут Аня, а в деревне – Нюра или Нюша. Наверное, до войны училась в школе, она была маленькая и деревянная . А потом работала в деревне . Сейчас в деревне все по-другому, наверное . Но в деревне все здороваются на улице и сегодня – я жила в станице летом.
– А кого ты играешь в «Короле Лире»? Что это за персонаж?
– Я какой-то трус . Сначала Рома меня вел за шиворот на войну, потом Алексей Безруков. Просто палка тяжелая, и плохо получалось на войну идти .
Хотя нам случалось выступать и в других городах, и на достаточно большой зал, перед выступлением Аня нисколько не волнуется и сцены не боится.
– Я не боюсь . Это у нас Наталья Войттовна очень сильно боится . Она прячется и в щелочку подглядывает или вообще не смотрит .
– А какое выступление запомнилось тебе больше всего?
– Интересно было выступать в Москве ,мне поездка понравилась . А еще в Библиотеке Крапивина. У нас тогда приходила знакомая , ей понравилось очень. Ей Алексей очень понравился. Она приходила с цветами . А через полгода она умерла от тяжелой болезни. Она была очень добрая . Я ее вспоминаю . А на спектакле она еще не знала, что болеет . Вот как бывает .
Аня привносит в наш «Инклюзион» какое-то особое тепло – что-то радостное, солнечное и по-детски непосредственное. Дружелюбная, исполнительная и всегда позитивно настроенная, она к тому же нисколько не тщеславна. На вопрос, какую еще роль ей хотелось бы сыграть, Аня отвечает:
– Я даже не знаю. Куда Наталья Войттовна поставит – мне все нравится .
– Что-нибудь изменилось в твоей жизни, когда ты стала ходить в «Инклюзион»?
– Наверное, да . Много людей интересных рядом . Я тоже учусь немножко у Натальи Войттовны, как будто студентка . Мы как будто все в театре.